Маэстро Озава и страстная «Кармен»

27
Апр

Японский дирижер Сейджи Озава был у руля некоторых ведущих мировых музыкальных учреждений, в том числе Бостонского симфонического оркестра и Венской государственной оперы.
Но даже в возрасте 83 лет он все еще находит время для обучения молодых талантов, которые будут поддерживать музыку в течение многих десятилетий.

«Жду не дождусь, чтобы начать дирижировать!»

В течение 19 лет Музыкальная академия Seiji Ozawa привлекает начинающих музыкантов в возрасте 20 лет из Японии и других стран.
Каждый год школа ставит оперу.
Озава считает, что одной из главных задач школы является ознакомление учащихся с музыкальной формой, о которой у них относительно мало возможностей для изучения.
В этом году будет «Кармен», и около 70 студентов приняли участие в репетициях. У них есть всего три недели, чтобы практиковаться вместе.

Молодые музыканты принимают участие в интенсивном трехнедельном семинаре.

Озава не смог преподавать в академии в прошлом году. Незадолго до начала занятий он обнаружил, что у него болезнь сердца. Но он вернулся на подиум в марте. «Я не могу больше ждать, чтобы провести репетицию», сказал он.
Возможно, он выздоровел, но маэстро сейчас 83 года, и он решил сократить свою рабочую нагрузку. В этом году в академии он проводит только одно из четырех действий оперы и ведет только первые 15 минут каждой репетиции.

Встреча юной скрипачки с маэстро

«Слушай, слушай, слушай!» это броская фраза Озавы.

Одзава наставляет своих учеников с той же страстью и точностью, как и прежде. «Шестнадцатая нота важна», — говорит он. «Важное означает не только громко, но ясно». Он говорит студентам, что оперы очень отличаются от симфоний и камерной музыки, а затем дает им свою подписную инструкцию: «Вы должны слушать!»

Саяка Кагей, 21 год, изучает скрипку в Токийском университете искусств. Саяка Кагей сказала, что репетиция была настолько интенсивной, что она чувствовала себя потерянной.

«Я все еще полагаюсь на ноты передо мной», — говорит Кагей. «Но мне действительно нужно понять как пережить каждую ноту. Я стараюсь изо всех сил».
За пять дней до премьеры Кагей попробовала новый подход. Она не сводила глаз с солиста.
«Я сосредоточилась на песне, как будто я была солисткой», — говорит она.
«В последние несколько дней я начала понимать, как мне следует слушать для того чтобы быть синхронной. Думаю, таким образом я смогу сделать то, что требует Маэстро Озава».

На премьере воодушевленный Озава начинает громкое исполнение знаменитой прелюдии к Кармен. И практика окупилась за Кагей. Она и ее коллеги-музыканты поддерживают идеальную синхронность с вокалистами. После первого акта маэстро уходит за кулисы, и на смену ему приходит его давний друг Кристиан Арминг.

Кристиан Арминг знает Озаву уже тридцать лет.

Арминг говорит, что его старый друг такой же страстный, как и всегда. «Я вижу, как сфокусирован Маэстро Озава и насколько важно для него донести послание, которое идет в основу музыки».

Для Саяки Кагея это был опыт обучения. «Я видела, что все певцы пели всем своим телом», — говорит она. «Я думаю, что мы смогли создать ощущение волнения, смешав человеческие голоса со звуками музыкальных инструментов».
Одзава смог присоединиться только к двум из четырех оперных спектаклей в этом году. Дирижер старает, но его страсть передавать свои знания никогда не угасает.

Music for Tomorrow

Japanese conductor Seiji Ozawa gives younger talent opportunities every year to play opera in public through his academy. At 83, Ozawa’s enthusiasm for music is strong as ever.

Gepostet von NHK WORLD-JAPAN am Donnerstag, 28. März 2019

Источник : https://www3.nhk.or.jp
Перевод с английского — Мария Осипова

Leave a Comment